› Справочник терминов

Справочник терминов

Балласт – минеральный сыпучий материал (щебень, песчано-гравийная смесь). Балласт заполняет пространство между нижней постелью шпал и основной площадкой земляного полотна, а также за торцами шпал, в шпальных ящиках. Балласт — один из важнейших элементов верхнего строения железнодорожного пути. Он обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость пути под воздействием поездных нагрузок и изменяющихся температур. От конструкции и качества балластного слоя зависят общее состояние железнодорожного пути, уровень допускаемых скоростей движения поездов, сроки службы всех элементов верхнего строения пути (рельсов, скреплений, шпал), затраты на текущее содержание пути и вся система его ремонтов.

Верхнее строение пути - единая комплексная конструкция, состоящая из рельсов, скреплений, рельсовых опор (шпал), балласта, стрелочных переводов и ряда специальных устройств. Верхнее строение пути воспринимает и упруго передает на основную площадку земляного полотна динамические воздействия колес подвижного состава, а также направляет колеса движущегося по пути подвижного состава.

Выправка пути - исправление железнодорожного пути в продольном профиле с уплотнением балласта под шпалами.

Габарит подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.

Габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Исключение могут составлять лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).

Глухое пересечение — одноуровневое пересечение железнодорожных путей, устраиваемое без стрелок, что исключает переход подвижного состава с одного пути на другой. При этом образующие глухое пересечение пути могут иметь различную ширину колеи.

Дистанция пути — структурное подразделение на железной дороге, основной задачей дистанций пути является содержание в исправном состоянии железнодорожного пути.

В системе ОАО «РЖД» вышестоящей по отношению к дистанции пути структурной единицей является отделение железной дороги, нижестоящей — участок железной дороги.

Железнодорожная станция — комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания грузовых и пассажирских поездов.

Железнодорожный переезд — место одноуровнего пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги либо велосипедной или пешеходной дорожки.

Железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

Земляное полотно — комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути. Оно воспринимает нагрузку от рельсошпальной решетки, балласта и подвижного состава, равномерно ее распределяя на нижележащий естественный грунт с соответствующим уменьшением передаваемого давления.

Непосредственно на земную поверхность путь не укладывают вследствие ее неровностей. Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и долговечным, требующим минимума расходов на его устройство, содержание и ремонт и обеспечивающим возможность широкой механизации работ. Выполнение указанных требований достигается правильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплотнением при постройке, приданием земляному полотну очертаний, способствующих надежному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

Искусственные сооружения - собирательное название сооружений, возводимых на пересечениях железных дорог с различными препятствиями (мосты, тоннели, дамбы и т.д.).

Контактная сеть - совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.

Окно - время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или станции для производства ремонтно-строительных работ.

Перегон - участок железнодорожной линии между двумя раздельными пунктами - станциями, разъездами, блокпостами. Все железные дороги разделены на перегоны, а они в свою очередь - на блок-участки, если линии оборудованы системой автоблокировки или полуавтоматической блокировки. Сделано это для удобства руководства поездной работой, организации ремонта, обслуживания пути.

Платформы - предназначены для перевозки лесных, сыпучих, штучных и тарных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

Приемно-отправочный путь - станционный путь, на котором выполняются технологические операции, связанные с приемом и отправкой поездов, посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов и ожиданием обгона более срочными поездами.

Стрелочный перевод - устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочные переводы состоят из стрелок, крестовин и соединительных путей между ними. Крестовины могут быть с неподвижным или подвижным сердечником.

Стрелочный перевод нецентрализованный - СП, остряки которого переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки.

Стрелочный перевод централизованный - СП, остряки которого переводятся специальными устройствами, управляемыми с одного центрального пункта.

Сбрасывающая стрелка - приспособление, вызывающее при наезде на него подвижного состава искусственный сход последнего с рельсов и тем препятствующее его дальнейшему выезду на установленный для другого поезда маршрут, т. е. возможному столкновению двух составов.

Сортировочная станция — специальная железнодорожная станция для расформирования и формирования поездов.

Уклон - элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий наклон к горизонтальной линии. Уклон для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъемом, а обратно — спуском.

Улавливающий тупик - тупиковый путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску.

Хоппер - саморазгружающийся грузовой бункерный вагон для перевозки массовых сыпучих грузов. Различают открытые и закрытые хопперы, с разгрузкой в межрельсовое пространство и на сторону от железнодорожного пути.

Шпалы (нидерл. spalk — подпорка) — опоры для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление непосредственно от рельсов или от промежуточных скреплений и передают его на подшпальное основание (обычно — балластный слой)

Новости ООО Геосервис Орск Новости предприятия